Администрация городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №53» _____________________________________________________________________________ ул Пражская, мкрЖивотноводов,г.Махачкала,Республика Дагестан,367025, тел.8(928)572-97-68,е-mail:ege200653@yandex.ru/ ОГРН 1070561001741,ИНН/КПП 0561056376/057101001,ОКПО 49188794 ______________________________________________________________________________________________________ Принят на заседании Педагогического совета МБОУ СОШ № 53 ( Протокол №1 от 31.08.2021 г.) « Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 53 __________ /Б.А.Ахмедханова./ «31» августа 2021г. Рабочая программа воспитания МБОУ «СОШ № 53» на 2021-2026 учебный год Общие положения Р а б о ч а я Р а п б р о Данная программа включает основные положения Стратегии развития воспитания на период до 2025 года, о ч федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Актуальные направления аг гражданско-патриотического воспитания ложатся в основу социально-активной деятельности подростков. яр Указ Президента 2018 года определяет ключевое направление развития школьного образования - «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов а п Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций; м р Положение о воспитании в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» расширено понятием патриотического м о воспитания и гражданской ответственности за связь поколений в целях сохранения культурно-исторических традиций а г России. р Приказ Минобразования Ростовской области от 20 февраля 2021 года «Об утверждении плана мероприятий по в а реализации Стратегии развития воспитания на период до 2025 года» определяет значимые мероприятия патриотического о м воспитания подростков: волонтерское движение, социальное проектирование, музейное дело, наставничество и командная сработа, м клубная деятельность, профориентационная работа. п а Рабочая программа воспитания разработана в соответствии со структурой, которая определена ФГОС основного и общего образования: тв 1. Описание особенностей воспитательного процесса МБОУ «СОШ № 53» ао 2. Цель и задачи воспитания учащихся. сн п и и я 3. Виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических работников, учащихся и социальных партнеров МБОУ «СОШ № 53» 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы. В основе реализации Рабочей программы воспитания лежит модульный принцип организации деятельности учащихся. Содержательно-организационные модули охватывают все сферы жизнедеятельности школьников и предусматривают взаимодействие Школы, семьи и социальных партнеров культурно-образовательного пространства Ленинского района города махачкалы и всего городского пространства. В формировании системы воспитательных мероприятий, социально значимых событий, гражданскопатриотических движений принимают участие общешкольный родительский комитет, ученический совет, родительские комитеты классов. Рабочая программа воспитания разработана на основе Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию – протокол от 2 июня 2020 № 2/20. I. Описание особенностей воспитательного процесса МБОУ «СОШ № 53» 1.1. Культурно-образовательная инфраструктура МБОУ «СОШ № 53» сотрудничает с организациями Ленинского района с целью увеличения воспитательных ресурсов для школьников. Учащиеся посещают кружки «Детская школа искусств №8» имени А. Джалиловой, с екции Детских спортивных школ,. В районе расположены театр, библиотека, стадион и многие учебные центры. 1.2. Принципы организации воспитательной работы активное сотрудничество с родительской общественностью, с семьями учащихся; соблюдение принципа возрастной периодизации, особенностей психофизического развития школьников; сетевое взаимодействие с учреждениями культуры, спорта, системы дополнительного образования; принцип коллективных дел, командной работы, разновозрастных групп; принцип традиционных ценностных ориентаций духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания; приоритеты природосообразности в познании подростками окружающего мира и выстраивания их отношений с социальной средой. Системно-деятельная организация воспитания – интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся осуществляются на основе базовых национальных ценностей, системности, целесообразности и нешаблонности воспитания как условия его эффективности; Полисубъектность воспитания и социализации- обучающийся включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности мировоззренческие установки, поэтому деятельность нашего общеобразовательного учреждения и всего педагогического коллектива в организации основаны на принципе социально-педагогического партнерства, полисубъектность является ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности; Событийность-реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые нацелены на объединение детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими совместными делами как предметами совместной заботы и взрослых и детей; Ориентация на идеал – воспитание всегда ориентировано на определенный идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. В нашей школе формированиеи жизненных идеалов помогает найти образы для подражания в рамках, гражданскопатриотического воспитания, музейной педагогики, что позволяет обучающимся сопоставить свои жизненные приоритеты с духовной высотой, героизмом идеала; Диалогическое общение - предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога: подростка со сверстниками, родителями, учителями и другими значимыми взрослыми; Психологическая комфортная среда - ориентир на создание в образовательной организации для каждого ребенка и взрослого атмосферы позитивных эмоций и доверительных отношений, конструктивного взаимодействия школьников и педагогов; 1.3. Школьные традиции 1) Государственные праздники в Календарном плане воспитательной работы: «Международный день защиты детей», «День России», «Новый год», «День Защитника Отечества», «Международный женский день», « 1 мая Праздник Весны и труда», «9 мая День Победы», « 4 ноября День народного единства» 2) Ключевые общешкольные события: «Вахта памяти», «Смотр строя и песни», «Новогодние праздники». Социальные проекты: (от пассивного наблюдателя до участника, от участника до организатора, от организатора до лидера того или иного дела): «Эколята», «Мусору – нет!», «Школьный чистый двор», «Неделя Добра», «Удели внимание ветерану». 3 )Детские объединения: ориентация на формирование, создание и активизацию ученического самоуправления как на уровне класса, так и на уровне школы, на создание детских общественных формирований в рамках реализации подпрограмм, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; «Классный коллектив», «Юнармия», «РДШ». 1.4. Педагогические ресурсы воспитательной работы Проектирование Календарного плана воспитательной деятельности на текущий учебный год Разработка Плана работы классного руководителя в 5-9 классах Подготовка сценариев и программ воспитательных мероприятий Реализация долгосрочных проектов и культурно-образовательных событий с подростками Планирование работы кружков, клубов, секций во внеурочной деятельности Реализация общеобразовательных и общеразвивающих программ дополнительного образования Организация деятельности подростковых объединений «ЮНАРМИЯ», ПО РДШ. Подготовка детско-взрослых событий с привлечением родителей учащихся Разработка инвариантных и вариативных модулей воспитательной деятельности и социальной активности Создание познавательной интерактивной среды: диалоговые площадки, встречи и презентации, выставки, дискуссии, концерты Проведение научно-исследовательской работы в условиях развития экологического движения, естественнонаучной работы в лабораториях Организация экспедиционно-туристической деятельности в рамках патриотического движения и краеведческой работы Формирование культурно-оздоровительного пространства и спортивно-массового движения в школе Развитие дизайн-ресурсов эстетического оформления помещений для урочной и внеурочной деятельности. Оборудование цифровых ресурсов для информационно-образовательного пространства. Настоящая Программа представляет собой открытый для всех субъектов образовательной деятельности документ, который дает представление о направлениях и содержании воспитательной работы МБОУ СОШ№53» В центре рабочей программы воспитания находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития Республики Дагестан, России и мира. Таким образом, одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности, готовность обучающихся к саморазвитию, мотивацию к познанию и обучению, ценностные установки и социальнозначимые качества личности, активное участие в социально-значимой деятельности. Рабочая программа воспитания МБОУ «СОШ№53»( уровень основного общего образования) содержит четыре раздела: 1. Особенности организуемого в МБОУ «СОШ№53» воспитательного процесса. 2. Цели и задачи воспитания. 3. Виды, формы и содержание деятельности. 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы (мониторинг). В разделе «Особенности организуемого в МБОУ «СОШ№53» воспитательного процесса» представлена специфика деятельности образовательной организации в сфере воспитания. В разделе «Цель и задачи воспитания» на основе базовых общественных ценностей сформулированы цель воспитания и задачи, которые образовательной организации предстоит решать для достижения цели. В разделе «Виды, формы и содержание деятельности» показано, каким образом будет осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания. Данный раздел состоит из нескольких инвариантных и вариативных модулей, каждый из которых ориентирован на одну из поставленных образовательных организацией задач воспитания и соответствует одному из направлений воспитательной работы школы. 1.5. Платформа патриотического воспитания – маршрутная карта Ростовской области Патриотизм –это синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание должно создать возможности молодым людям выбирать свое будущее, связывая его с перспективами развития страны, образом России в ее настоящем, прошлом и будущем. Республика Дагестан, имея славные исторические, боевые и созидательные традиции, была и остается одним из регионов, где патриотизм, нравственность передаются из поколения в поколение. Одной из этих традиций является военный подвиг при защите Отечества. Глубокие традиции боевого подвига запечатлены не только в названиях улиц, мемориальных и музейных комплексов, но и в памяти жителей республики. Музеи Дагестана – это единый уникальный организм, обеспечивающий базовые основы развития отечественной культуры, важный элемент обеспечения единства общества, сохранения исторической памяти народа. Для сохранения и развития традиций патриотизма, духовно-нравственного развития молодого поколения республика имеет огромную базу, составляющую достояние Дагестана: – Музей-заповедник — этнографический комплекс «Дагестанский аул» – Исторический парк «Россия — моя история» – Дагестанский музей изобразительных искусств имени П. С. Гамзатовой – Музей истории города Махачкалы – Национальный музей Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи – Музей Боевой славы им. В. В. Макаровой – Центр этнической культуры – Анатомический музей имени Николая Курдюмова в ДГМУ – Зоологический музей ДГУ – Музей истории рыбной промышленности Дагестана В каталоге перечислены лучшие музеи Махачкалы: этнографические, исторические, художественные, анатомические, зоологические выставки и культурные центры с фото, описанием, адресами, сайтами. Махачкала — столица Дагестана и крупнейший город региона. Ее история началась с основания в 1884 году крепости для войска Петра I. Тогда город именовался Петровское, позднее сменил название на Петровск и лишь в 1922-м обрел современный топоним, в честь Магомеда Али (Махача) Дахадаева — одного из учредителей советской власти в Дагестане. Первые упоминания о поселениях на территории современной Махачкалы датируются VIII столетием. В те времена здесь сражались арабы, гунны и персы. Военная история края продолжилась и после вхождения в состав Российской империи. После Октябрьской революции город был охвачен Гражданской войной, а в советский период дагестанцы участвовали в Великой Отечественной войне. Память о событиях тех лет сегодня бережно хранится в городских исторических и военных музеях. Отдельного внимания заслуживают музеи Махачкалы, специализирующиеся на культуре Северного Кавказа. В них представлены предметы декоративно-прикладного искусства, традиционные костюмы и украшения, оружие и предметы быта, отражающие национальный колорит и загадочный мир Востока. Крупнейшим музейным комплексом Махачкалы является Национальный музей Республики Дагестан имени А. ТахоГоди. Он объединяет более 20 краеведческих музеев региона и столицы, а также мемориальные дома-музеи, посвященные дагестанским поэтам, писателям, летчикам, богословам, революционерам и другим известным деятелям. В последние годы Махачкала активно развивается как город-курорт. Кроме пляжей столица предлагает туристам интересные экскурсии и необычные места. Например, большую популярность заслужил ресторан-музей «На LERMONTOVA». В заведении с 17-летней историей можно не только насладиться кавказским гостеприимством и блюдами дагестанской кухни, приготовленными по старинным рецептам, но и ощутить самобытность местной культуры через музейную экспозицию ресторана, которая включает национальные костюмы XIX—XX вв., образцы кайтагской вышивки, кубачинские и балхарские кувшины, сулевкенскую и испикскую керамику, современную живопись, фотографию и арт-объекты. Модель гражданского становления Гражданская информированность (знания, разнообразие источников) Гражданская позиция (мировоззрение, самоопределение, ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ Гражданская активность (мотивация, творческий подход) Гражданские умения (взаимодействие, рефлексия) II. Цель и задачи воспитания 2.1. Ключевые понятия Воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Патриотическое воспитание – воспитание патриотической личности, характеризующееся развитием в гражданине фундаментальной личностной установки, которая определяет оценочную позицию человека по отношению к социокультурной действительности и мотивирует общественно значимую деятельность, в которой эта позиция выражается. Содержанием этой установки является неразрывная связь с историей, традицией, территорией и культурой своей страны, в целом и частном, то есть от уровня малой родины до великой Родины. Патриотизм как благоприобретенное качество, является предметом передачи – темой воспитания – и представляет собой важнейшую составную часть мировоззрения личности, что обусловливает необходимость встраивания патриотизма в сложную систему мировоззренческих установок. Патриотизм должен неконфликтно соотноситься с представлениями о мире и человеке, с моралью и нравственностью, с представлениями о языке, коммуникации, культуре, власти, обществе и индивидуальности. 2.2. Цель воспитания: В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений: − к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; − к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; − к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; − к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; − к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; − к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; − к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; − к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; − к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; − к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 2.3. Задачи воспитательной деятельности: Реализовывать воспитательные возможности общешкольных мероприятий и событий, коллективных дел и социально значимых проектов Реализовывать воспитательные ресурсы классного руководства, поддерживать активное участие классных коллективов в жизни МБОУ «СОШ №53» Вовлекать подростков в кружки, секции, клубы, студии и творческие объединения, организованные во внеурочной деятельности . Использовать воспитательные возможности общеобразовательных программ учебных предметов учебного плана МБОУ «СОШ № 53» Инициировать и поддерживать ученическое самоуправление на уровне основного общего образования Организовывать познавательные экскурсии, экспедиции, походы и поездки по Дагестану и городу Махачкала. Развивать проектно-исследовательскую деятельность учащихся с целью воспитания инициативности, самостоятельности, социальной активности Организовывать активную работу с семьями учащихся, их родителями или законными представителями с целью усиления воспитательных возможностей личностного развития подростков. III. Виды, формы и содержание деятельности Виды деятельности, формы организации работы и содержание воспитания и развития школьников представлены в инвариантных и вариативных модулях МБОУ «СОШ № 53» Инвариантные модули 1. «Классное руководство» 2. «Школьный урок» 3. «Ключевые общешкольные дела» 4. «Курсы внеурочной деятельности» 5. «Самоуправление» 6. «Работа с родителями» Вариативные модули 7. Организация Юнармия и отряд ЮИД Юные патриоты Росси 9. Каникулярный досуг 10. Социальные проекты и акции Я выбираю жизнь Профориентация 13.Этнокультурное воспитание 14. Волонтерская деятельность Структура инвариантного модуля включает: Направления содержательной работы Формы организации детской деятельности Виды мероприятий и событий. Структура вариативного модуля представлена через личностно-значимое содержание развития школьников и виды деятельности: Содержание деятельности Виды мероприятий и событий ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ 3.1. Модуль «Классное руководство» Направления работы: 1) Формирование классного коллектива как малой социальной группы через коллективную и индивидуальную работу. 2) Обеспечение включенности подростков в командную работу активной социально значимой деятельности, в подростковые объединения гражданско правового характера, патриотического движения, спортивного направления. 3) Расширение ресурсов для самореализации подростков на площадках партнеров по профориентационной работе и проектно-исследовательской деятельности. 4) Координация деятельности педагогов-предметников и специалистов психологической службы по обеспечению личностного роста учащихся. Формы организации деятельности: Классные часы Коллективные мероприятия на уровне класса по плану работы классного руководителя Общешкольные традиционные мероприятия по Календарному плану воспитательной работы МБОУ «СОШ № 53» Ученическое самоуправление Мониторинговые исследования личностных результатов учащихся Индивидуальная работа с учащимися и родителями Родительские собрания Сотрудничество с коллегами для решения вопросов воспитания и социализации учащихся. Виды мероприятий и событий: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. Работа с классом Анализ занятости учащихся во внеурочной деятельности . Мониторинговые исследования личностного развития учащихся (уровень мотивации, тревожности, степень социализации и др.) Классные часы организационно-содержательного значения Кинопросмотры коллективные и обсуждение поднятых проблем Традиционные школьные мероприятия – Календарный план воспитательной работы для 5-9 классов Мероприятия класса и коллективный досуг. Организация самоуправления: выбор командиров, создание групп учащихся по разным направлениям работы, назначение ответственных за определенные функции в коллективе, определение регламентов планирования, отчетности и анализа состояния дел в классном коллективе. Сетевое взаимодействие с музеями, библиотеками, Центром детского творчества города для проведения совместных мероприятий. Индивидуальная работа с учащимися Анализ личностного развития учащихся в сотрудничестве с педагогом-психологом. Поддержка индивидуальных достижений учащихся в урочной и внеурочной деятельности и в разных сферах самореализации учащихся: публичная оценка, моральное стимулирование, презентационная площадка, выставка, информационный стенд. Тренинги, релаксационные упражнения, занятия с педагогом-психологом в работе с детьми с ОВЗ, детьми «группы риска», детьми, попавшими в сложные ситуации. Поддержка особо мотивированных учащихся в конкурсах, олимпиадах школы, города, сети Интернет. Работа с родителями Родительские собрания. Выбор родительского комитета и организация его работы. Опрос и анкетирование родителей в рамках независимой оценки качества образования (НОКО). 4. 5. 6. 7. 1. 3. Анализ активности родителей в мероприятиях класса и школы. Родительская группа в социальных сетях, оперативная связь с родителями в режиме офлайн и онлайн. Работа с информацией официального сайта МБОУ «СОШ № 53» Подготовка Плана воспитательной работы в классе. Работа с педагогами МБОУ «СОШ № 53» Мониторинговые исследования личностного развития учащихся (педагог-психолог) Художественное творчество, прикладное искусство, музыкальные способности, спортивные достижения и физическое развитие – сотрудничество с учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования в рамках родительских собраний, индивидуальных достижений учащихся, малых педсоветов, методических объединений. 3.2. Модуль «Школьный урок» Направления работы: 1) Подготовка уроков по всем учебным предметам с учетом воспитательного потенциала темы урока, содержательных компонентов, мотивации учащихся, психолого-педагогической поддержки (формирующая оценка, комфортная атмосфера взаимоотношений, разноуровневый подход, адресная помощь). 2) Организация сотрудничества на уроке «ученик-ученик», «учитель-ученик», «групповая работа», формы наставничества, пул консультантов. 3) Отбор учебных текстов проблемно-нравственного характера, гражданско-патриотического направления, эмоционально-чувственного восприятия. 4) Применение технологий проблемно-дискуссионного обучения, поисково-исследовательского и информационнопознавательного метода. 5) Проведение уроков на открытых площадках библиотек, музеев, выставочных залах, парковых зон. 6) Организация на уроке взаимооценки, взаимопомощи, наставничества. Формы организации деятельности: Учебные занятия урочной деятельности по всем учебным предметам Воспитательный потенциал патриотического и духовно-нравственного направления на всех уроках в качестве модуля. Художественно-эстетическое направление на уроках музыки, изобразительного искусства, технологии, литературы, русского языка, истории Физическое воспитание и культура здорового образа жизни на уроках физической культуры и естественнонаучного цикла. Уроки социального проектирования, мировоззренческого направления, этического характера в рамках учебных предметов обществоведческого направления, ОДНКНР, истории и литературы, технологии. Уроки математики – потенциал формирования доверия и уважения к теориям и научным смыслам математического обоснования явлений окружающего мира. Уроки русского языка – потенциал культурного языкового развития, воспитания уважения к главному национальному и многонациональному признаку – языку народа. Виды мероприятий и событий: 1. Регламенты урока, нормы поведения и формы комфортного общения 2. Формы сотрудничества на уроке в группе, в команде, в паре с учеником, в паре с учителем. 3. Система оценки количественная и качественная, оперативная обратная связь, положительная динамика индивидуальных достижений 4. Критериальная оценка проверочных работ как продукт совместной деятельности учителя и учащихся 5. Отбор текстов, учебных заданий с образцами героических поступков, проявления человеколюбия, сострадания, достоинства и чести. 6. Дискуссии, вопросы, презентации, реальные сюжеты с постановкой нравственных проблем 7. Игры, кейс-ситуации, сценические постановки на уроках познавательной активности, диалогового характера, смыслового рассуждения 8. Метод исследования на уроках математики, физики, химии, биологии, технологии в реальных ситуациях и учебно-познавательных задачах. 9. Уроки-экскурсии, библиотечные и музейные уроки, практикумы с реальными предметами природы, ролевые игры, урок-путешествие, лаборатории исследовательской работы. Интерактив уроков как ресурс познавательной активности, мотивации поиска информации и ее интерпретации. 11. Уроки мужества, уроки милосердия, уроки добра, уроки знаний, уроки мира как ресурс эмоционально-нравственного воспитания. 12. Интеграция предметного содержания в целях усиления воспитательного значения исторических событий, художественных и музыкальных произведений. 3.3. Модуль «Ключевые общешкольные дела» Направления работы: 1) Организация долгосрочных проектов с включением социальной среды и всех участников образовательных отношений. 2) Проведение цикла традиционных мероприятий с учащимися школы, связанных с общественно значимыми событиями города Махачкала, страны. 3) Участие в значительных событиях всероссийского уровня и международного значения. 4) Участие в организованных детских движениях спортивного, экологического, патриотического направления. 5) Проведение коллективных творческих дел в рамках важных событий для школы и общешкольных праздников с торжественными ритуалами и символами, церемониями награждения, поощрения учащихся, родителей, учителей. Формы организации деятельности: Торжественные праздники, связанные с государственными датами общенародных событий историко-культурного значения: линейки, концерты, митинги, беседы, презентации, конференции. Социальные проекты благотворительного, экологического, гражданского направления. Трудовые десанты, тимуровское движение. Праздники, концерты, фестивали, спортивные соревнования и конкурсы. Общешкольные линейки в честь событий, связанных с началом и окончанием учебного года, поздравлений с достижениями и победами учащихся и учителей. Виды мероприятий и событий: 10. 1. Торжественные линейки «Первый звонок» и «Последний звонок» для учащихся 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Акции «Бессмертный полк», «Вахта памяти», «День защитника Отечества», городской проект «Удели внимание ветерану», «День неизвестного солдата», «День героев Отечества», экскурсии «Дербент старинный город» Предметные недели, «День Знаний», «День учителя», «День города» Конкурсы рисунков, чтецов в рамках тематических праздников - «День матери», «Масленица» Творческий отчет-конференция «Наши достижения за год» Социально значимые проекты «Подари ребенку счастье в Новый год», «Здоровое питание», «Всемирный день памяти жертв ДТП», «Экологический клуб» Тематические фестивали «Золотая осень» День города Махачкала. «Моя малая Родина». Лекторий «День народного единства» КТД. Районный конкурс инсценированной военно-патриотической песни 3.4. Модуль «Курсы внеурочной деятельности» Направления работы: 1) Организация внеурочной деятельности по разным направлениям деятельности учащихся. 2) Разработка рабочих программ курсов внеурочной деятельности как компонента Содержательного раздела ООП основного общего образования. 3) Организация курсов краеведческого направления, историко-культурного, художественно-эстетического. 4) Развитие разных направлений деятельности на основе интересов учащихся, самостоятельного выбора, инициативы в определении творческих дел. 5) Разработка Плана внеурочной деятельности и расписания кружковой работы. Формы организации деятельности: Курсы внеурочной деятельности в форме: экскурсии, объединения, кружки, секции, конференции, ученическое научное общество, олимпиады, соревнования, конкурсы, фестивали, поисковые и научные исследования с определением объема часов, продолжительности и регламентов режима проведения в соответствии с расписанием. Проекты социального, патриотического и экологического направления, которые входят в годовой план воспитательной работы Школы № 53. Детские объединения, команды, группы, организованные для олимпиадного движения, спортивных соревнований, конкурсов, фестивалей. Воспитание на занятиях курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: – вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; – формирование на занятиях детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; – создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; – поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; – поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. 3.5. Модуль «Самоуправление» Поддержка детское самоуправления в образовательной организации помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Детское самоуправление МБОУ «СОШ№53» осуществляется следующим образом: на уровне образовательной организации: – через деятельность выборного Совета старшеклассников, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы. Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом: На уровне школы: через деятельность выборного Совета учащихся, создаваемого для учета мнения обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы; через деятельность Совета старост, объединяющего старост классов для облегчения распространения значимой для обучающихся информации и получения обратной связи от классных коллективов; через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для обучающихся событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.); через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.; через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников и курируемой школьным психологом группы по урегулированию конфликтных ситуаций в школе. На уровне классов: через деятельность лидеров, выбранных по инициативе и предложениям класса (например, старост, дежурных командиров), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей; через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса (например: штаб спортивных дел, штаб творческих дел, штаб работы с обучающимися младших классов); через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников ответственных должностей. На индивидуальном уровне: через вовлечение обучающихся в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел; через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п. Направления работы: 1) Организация работы в классе по делегированию отдельных полномочий учащимся, определение поручений кратковременных и постоянных. 2) Создание временных групп и команд учащихся для выполнения работы по классу или по школе. 3) Подготовка структуры органов самоуправления в классе. 4) Проведение организационных мероприятий для формирования лидеров и исполнителей с чередованием данных поручений, обязанностей. Формы организации деятельности: Выборы старосты класса. Проведение линеек, организационных собраний, дискуссий. Составление правил командной работы и выполнения поручений. Подготовка коллективного планирования работы класса на четверть, на год, разработка сценариев мероприятий 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Виды мероприятий и событий: Классные часы по организационным вопросам классного коллектива. Коллективные дела и распределение поручений: экскурсия, посещение театра и кино, уборка школьного двора, подготовка праздников. Классное собрание учащихся и родителей «Мои обязанности» Организация групп, команд, наставнической работы, сотрудничества в группах временного состава с наделением функций и ответственности. Общешкольные и классные линейки, собрания. Трудовые десанты, социально значимые акции как коллективные дела Акция «Добрая суббота» Международный день добровольца в России Месячник военно-патриотических и спортивных мероприятий 3.6. Модуль «Работа с родителями» 1) 2) 3) 4) Направления работы: Организация классного родительского сообщества в офлайн и онлайн режимах. Выбор родительского комитета в классе и родительского актива в школе на основе Положения о родительском комитете МБОУ «СОШ № 53» Планирование работы с подростками на текущий учебный год с привлечением родителей. Ведение информационных стендов просвещенческого характера на сайте МБОУ «СОШ № 53» 5) Организация совместной деятельности детско-взрослого характера в области гражданско-правового воспитания, спортивно-массовой оздоровительной работы, экологического движения, общественно-полезного труда. 6) Введение активных форм родительского взаимодействия со школой (клубная работа, общественный контроль, открытые уроки,). 7) Мониторинговые исследования родительской общественности по проблемам семейного воспитания, уровня удовлетворенности работой школы. 8) Ведение консультационной линии по индивидуальным запросам родителей. 9) Создание мотивационной среды совместной деятельности школы, учителя с родителями посредством морального поощрения родителей и трансляции примеров положительного опыта семейного воспитания, активной работы родителей. 10) Организация адресной поддержки семей, нуждающихся в разрешении проблем воспитания школьников, на основе координации специалистов: учителя, педагога-психолога, учителя-логопеда, педагога-библиотекаря, заместителя директора. Формы организации деятельности: Проведение родительских собраний на уровне школы и класса в очном режиме и в дистанционном формате на площадках ZOOM, Skype. Оперативное взаимодействие с родителями в группе социальных сетей. Работа родительских комитетов, команд как органов общественного управления школой. Материалы официального сайта МБОУ «СОШ№ 53» для родителей информационного и просвещенческого характера: памятки по обеспечению безопасности детей, организации питания, школьные правила для учащихся, советы психолога, библиотекаря. Активные мероприятия, события, проекты в классе и школе. Индивидуальные и групповые консультации психолога, учителя, директора и заместителя директора. Опрос, анкетирование в рамках мониторинга результатов взаимодействия МБОУ «СОШ № 53» с родителями. Виды мероприятий и событий: 1. Торжественные школьные линейки 2. Праздники общероссийские: концерты, конкурсы, театральные постановки, соревнования, игры. 3. Правовые десанты по безопасности жизни и здоровья школьников. 4. Тематические родительские собрания школьные и классные 5. Заседания родительского комитета классного и школьного уровня 6. 7. 8. 9. Родительский всеобуч, индивидуальные консультации для родителей Мероприятия детско-взрослого сообщества: «Чистый школьный двор», «Составление семейного древа», экскурсии, поездки, походы. Акция «Добрая суббота» «Школа ответственного родительства» ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ 3.7. Организация ЮНАРМИЯ и отряд ЮИД Содержание деятельности Организация гражданско-патриотического воспитания школьников на основе активной командной работы по изучению исторических событий Великой Отечественной войны, ознакомлению с подвигами героев прошлых лет и наших современников. Воспитание духовно-нравственных качеств на примерах героических поступков земляков в разные исторические периоды России, современных достижений в оснащении Вооруженных сил нашего государства и проявления мужества военнослужащими. Формирование правовой культуры в области знания правил дорожного движения, соблюдения их в реальной жизни, обучение и просвещение своих сверстников и детей младшего возраста. Воспитание ответственности за свои поступки и действия, за соблюдение законов и норм общественной жизни. Знание своих обязанностей и прав в социальной среде: в школе, на улице, на дорогах и разных общественных местах. В МБОУ «СОШ №53» действуют следующие основные детские объединения: Название объединения «Зеленый легион» Класс Содержание деятельности 1-11 классы Формирование у учащихся богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание культуры природолюбия . «ЮИД» 1-5 классы . «Юнармия» 8-11 классы «РДШ». 2-9 классы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Повышение уровня теоретических знаний по ПДД у учащихся; формирование мотивационно-поведенческой культуры детей в условиях уличного движения; развитие чувства ответственности у детей за свое поведение на дороге Всестороннее развитие и совершенствование личности детей и подростков, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании; повышение в обществе авторитета и престижа военной службы; сохранение и приумножение патриотических традиций; формирование у молодежи готовности и практической способности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества. Формирование разносторонней развитой личности с активной гражданской позицией, социализированной в современном обществе. Виды мероприятий и событий: Памятные даты города: вахта Памяти, музейная работа, ролевые игры Викторины, конкурсы, операции по заданию школьной организации Юнармия и отряда ЮИД Встречи с представителями органов внутренних дел города, служащими Вооруженных сил России Торжественные линейки, посвященные Дню Победы, месячник акций, посвященных Памяти Героям Экскурсии по историческим местам республики Дагестан Месячник военно-патриотических и спортивных мероприятий Отряд «Юнармия» 9 класс. Акция « Освобождение Кавказа, помни эту дату!» Модуль «Юные патриоты России» Модуль «Юные патриоты России» направлен на поэтапное освоение детьми и подростками культурно-исторического наследия малой родины, воспитание патриотических чувств и высоких культурно – нравственных качеств. Основная цель данного модуля: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края) через: – создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; – формирование гражданской и правовой направленности развития личности; – воспитание у подрастающего поколения активной жизненной позиции. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя занятия и повседневную жизнь воспитанников, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение определенных задач: – изучение природы, истории и культуры Отечества и родного края. Формирование у детей системы знаний о своей Родине; – формирование ведущих интегративных качеств личности. Воспитание у детей интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни; – воспитание и развитие национальных начал и национального образа жизни, в то же время уважения и интереса ко всем нациям; – воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры родного края, сохранения традиции; – включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний; – акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях образовательной организации, ее традициях, правилах. 3.9. Каникулярный досуг Содержание деятельности В период школьных каникул для школьников организуются мероприятия в соответствии с временами года. Коллективные творческие дела, посещение кинотеатров, совместный досуг, кружковая работа, экскурсии по городу, спортивные секции – все активные виды деятельности направлены на организацию командной работы и удовлетворение интересов детей. Виды мероприятий и событий: 1. Подвижные игры на воздухе или в спортивном зале школы 2. Экскурсионные маршруты по городу: «любимые места отдыха», «парк Дракон», «музей Боевой славы им.В. В. Макаровой» 3. Библиотечные уроки и музейная работа 4. Познавательные занятия Российской электронной школы 5. Занятия кружков и секций 6. Коллективные кинопросмотры 3.10. Социальные проекты и акции Содержание деятельности Общественно значимые дела в жизни школьников становятся средой конкретных добрых поступков для других, для окружающего мира людей и природы. Ежемесячно организуются социальные акции, трудовые десанты, операции благотворительной работы. Дети участвуют в городских мероприятиях экологического движения, в акциях «Рождественский перезвон», «Помощь пожилым людям». Содержание работы включает изготовление поделок для подарка, подготовка концертов, уборка территорий, встречи с известными земляками для общения, диалога, проявления интереса к жизни пожилых людей. Виды мероприятий и событий: 1. Познавательная викторина «Международный день добровольца в России» 2. Беседы, встречи с детьми-инвалидами 3. Акция «Подари ребенку счастье в Новый год» - изготовление поделок. 4. Экологический проект - подготовка и выставка поделок из разного бросового материала. 5. Благотворительные акции - «Весенняя неделя добра», «Посади свой цветок», «Чистый школьный двор» 6. Акция «День древонасаждений» 7. Акция «Весенняя неделя добра». «Посади свой цветок» 8. Смотр – конкурс «Безопасное колесо» 3.11. Российское движение школьников Содержание деятельности Данное направление воспитательной деятельности создает атмосферу командной работы, рождает чувство сопричастности к большим значимым делам, расширяет географию участников, подбрасывает новые идеи. Подростки включаются в мероприятия и события, проявляют творчество, выходят на публичные площадки в режиме онлайн. Работа в РДШ требует активности, самостоятельных решений, новых предложений. 1. 2. 3. 4. Виды мероприятий и событий: КТД «День птиц» 5-9 классы Событие «Космос – это мы!» День воссоединения Крыма с Россией Всероссийская неделя детской и юношеской книги 3.10. Модуль «Я выбираю жизнь» Данный модуль включает воспитательную работу, направленную на воспитание межэтнического толерантного отношения, на профилактику экстремизма и терроризма, формирование здорового образа жизни, предупреждение суицидального поведения. Задачами данного модуля являются: – социально-психологическое диагностирование, корректирование, консультирование законных представителей несовершеннолетних и самих несовершеннолетних; – выявление и разрешение конфликтных ситуаций при выполнении профессиональной деятельности; – защита прав детей; – устранение дефектов социализации и правовой социализации обучающихся; 16 – использование технологий межведомственного взаимодействия, используемых в организации индивидуальной профилактической работы; – овладение навыками организации мониторинга по вопросам отнесенным. на внешкольном уровне: –участие во Всероссийских, Республиканских акциях, конкурсах, направленных на воспитание межэтнического толерантного отношения, на профилактику экстремизма и терроризма, формирование здорового образа жизни, предупреждение суицидального поведения; на школьном уровне: – функционирование социально-психологической службы; – проведение тестирования, анкетирование, диагностики, коррекции; – организация лекториев для учащихся по возрастным группам; – вовлечение в работу по другим модулям в целях создания социально-значимого окружения учащихся; на уровне класса: – оказание наставнической помощи; – проведение бесед, круглых столов, тренингов и т.д.; – взаимодействие с родителями; на индивидуальном уровне: – проведение индивидуальных бесед и бесед с родителями; – наблюдение и вовлечение обучающихся в общую работу класса; – организация досуга обучаемых. 3.11. Профориентация Совместная деятельность педагогов и обучающихся по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников, диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно-значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и непрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через: – циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку обучающихся к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; –профориентационные игры: деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания обучающихся о типах профессий, способах выбора профессий, достоинствах и недостатках той или иной профессиональной деятельности; – экскурсии на предприятия города, дающие обучающимся начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; – посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах; – встречи с людьми разных профессий (возможны в режиме online); – совместное с педагогами изучение Интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного onlineтестирования, прохождение online-курсов по интересующим профессиям и направлениям образования; – участие в работе Всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети Интернет: просмотр лекций, решение учебнотренировочных задач, участие в мастер-классах. Профориентационная работа в МБОУ«СОШ №53» опирается на следующие принципы: – систематичность и преемственность профориентации (от начальной – к старшей школе); – дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах; –оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями (законными представителями); – взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений. Ежегодно ученики школы принимают участие в Всероссийских проектах «Билет в будущее», «Большая перемена» «WorldSkillsRussiaJuniors». Кроме того, для учащихся школы организовываются профориентационные экскурсии и встречи с представителями вузов и ссузов Республики Дагестан. 3.12 Модуль «Этнокультурное воспитание» Данный модуль реализуется через модульные курсы по культуре и традициям народов Дагестана, через работу школьных музеев. Формированию ценностного отношения обучающихся к общественным ценностям, усвоению ими социально значимых знаний, приобретению опыта поведения в соответствии с этими ценностями в образовательной организации во многом способствуют материалы музеев школы. В работе музея используются разнообразные формы и методы, соответствующие современным требованиям и условиям, интересам, возможностям, особенностям обучающихся. Работая индивидуально, учащиеся самостоятельно готовят доклады, рефераты, оформляют выставки фотографий, записывают воспоминания ветеранов, берут интервью у жителей города, выпускников школы и т.д. Материалы музея широко используются при проведении уроков, внеурочных мероприятиях. В совместной деятельности педагогов и обучающихся разрабатывается школьная символика, которая используется в повседневной школьной жизни, при проведении важных торжественных событий, закрепляются лучшие традиции. .3.13 Модуль «Волонтерская деятельность» Волонтерство – это участие обучающихся в общественно-полезных делах ,деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство позволяет школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение. Волонтерство позволяет развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать. Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом: на внешкольном уровне: –посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям, проживающим в микрорайоне расположения образовательной организации; –привлечение обучающихся к совместной работе с учреждениями социальной сферы (детские сады, детские дома, дома престарелых, центры социальной помощи семьеи детям) – в проведении культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений; –участие обучающихся (с согласия родителей (законных представителей) к сбору помощи для нуждающихся; на уровне образовательной организации: участие обучающихся в организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями центра. IV. Основные направления самоанализа воспитательной работы МБОУ «СОШ 53» 1. Годовой отчет заместителя директора о выполнении Календарного плана воспитательной работы на основе инвариантных и вариативных модулей. Отчет строится на концентрации реализации каждого модуля школьной воспитательной системы: Ø Наименование модуля Ø Главные события данного направления Ø Уровень активности участников Ø Итоговое обобщение через отзывы участников, выводы классных руководителей. 2. Решения методического объединения классных руководителей: Ø Динамика личностного развития учащихся на основе педагогического наблюдения Ø Отбор результативных воспитательных мероприятий и событий Ø Аналитические выводы о концентрации воспитательной работы на модулях Ø Формулирование проблем в школьной системе воспитания школьников 3. Анализ мониторинговых исследований личностных результатов учащихся на основе Автоматизированной программы оценки личностного роста школьников. Личностные результаты Методики Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной Диагностика личностного роста Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции Диагностический тест «Способности школьника» Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества Тест «Ваша мотивация к успеху» «Диагностика ценностных ориентаций школьников» Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности «Изучение потребности в общении» «Оценка уровня общительности» 4. Корректировка Рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ 53» и календарного плана воспитательной работы на уровне основного общего образования на основе анализа воспитательной работы, решений методического объединения классных руководителей, результатов педагогического наблюдения и мониторинговых исследований Автоматизированной программы оценки личностного роста школьников. КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ МБОУ «СОШ№53» НА 2021-2022 ГОД (УРОВЕНЬ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ) МЕРОПРИЯТИЕ КЛАСС Ы СРОКИ ОТВЕТСТВЕННЫЕ Инвариантные модули Модуль «Классное руководство» (согласно индивидуальным планам работы классных руководителей с включением тематических классных часов) День знаний Торжественная линейка «Первый звонок» Составление социальных паспортов классных коллективов Оформление классных уголков Классный час «Я и мой город», посвященный дню города Классный час, посвященный Дню начала блокады Ленинграда Классный час «Международный день распространения грамотности» Классный час, посвященный Дню народного единства Классный час «Международный день против фашизма, расизма и антисемитизма» Классный час, посвященный Дню Конституции Российской Федерации Классный час «День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в 1944 году» Заместитель директора по ВР Классные руководители 5-9 5-9 5-9 5-9 5-9 5-9 1 сентября Первая неделя Сентябрь Сентябрь Сентябрь Сентябрь Ноябрь Ноябрь Классные руководители Классные руководители Классные руководители Классные руководители Классные руководители Классные руководители 5-9 5-9 Декабрь Январь Классные руководители Классные руководители 5-9 Классный час ко Дню Памяти о россиянах, исполнявших служебный долг 5-9 Февраль Классные руководители за пределами Отечества Классный час ко Дню Защитника Отечества 5-9 Февраль Классные руководители Классный час к Международному женскому Дню 5-9 Март Классные руководители Классный час «День космонавтики» 5-9 Апрель Классные руководители Модуль «Школьный урок» (согласно индивидуальным планам работы учителей с включением единых уроков) Предметные недели Единый урок «Дагестанцы на фронтах ВОВ» Учителя-предметники Классные руководители, учителяпредметники Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей к 5-9 1 сентября Классные руководители, учителядействиям в условиях различного рода чрезвычайных ситуаций) предметники Всероссийский урок здоровья 7-9 Сентябрь Классные руководители, учителяпредметники Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню 5-9 4 октября Учителя начальных классов, учителягражданской обороны РФ) предметники Единый урок «Всемирный день защиты животных» 5-9 4 октября Классные руководители, учителяпредметники Урок памяти (День памяти политических репрессий) 5-9 30 октября Классные руководители, учителяпредметники Уроки безопасности 5-9 Октябрь, апрель Классные руководители, учителяпредметники Уроки финансовой грамотности 5-9 Октябрь-декабрь Классные руководители, учителяпредметники Единый урок «Права человека» 5-9 10 декабря Классные руководители, учителяпредметники Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к празднования 5-9 1 марта Классные руководители, учителяВсемирного дня гражданской обороны) предметники Единый урок «Воссоединение Крыма с Россией» 5-9 Март Классные руководители, учителяпредметники Всероссийские экологические уроки 5-9 Март-апрель Классные руководители, учителяпредметники Гагаринский урок «Космос - это мы» 5-9 12 апреля Классные руководители, учителяпредметники Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день пожарной охраны) 5-9 30 апреля Классные руководители, учителяпредметники Модуль «Самоуправление» 5-9 5-9 В течение года Сентябрь Дела, события, мероприятия Выборы органов самоуправления в классах. Заседания отделов, выборы актива школьного самоуправления Операция «Уголок» (проверка классных уголков) Классы Сроки 5-9 Сентябрь Рейд по проверке чистоты в кабинетах, внешнего вида, посещаемости школы 5-9 Дела, события, мероприятия Профессиональное информирование и профессиональное консультирование Встреча обучающихся с представителями СУЗов, ВУЗов, работниками культуры, Экскурсиижурналистами в Институт экологии и устойчивого развития при ДГУ, Классы Сроки 5-9 В течение года 8-9 В течение года 8-9 5-9 Сентябрь Ответственные Заместитель директора по ВР, классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители Ежедневно, согласно графику дежурства классов Составление рейтинга классов по соблюдению дисциплины и 5-9 Последняя неделя Заместитель директора по ВР, классные соответствию внешнего вида каждого месяца руководители Проведение рейда «Внешний вид учащихся, пропуски, опоздания». 5-9 В течение года Заместитель директора по ВР, Совет Составление рейтинга среди учащихся начальной школы старшеклассников Квест «Мама - главное слово» ко Дню Матери 5-9 Ноябрь Заместитель директора по ВР, Совет старшеклассников Новогодний представление 5-9 Декабрь Заместитель директора по ВР, Совет старшеклассников Акция «Всемирный день объятий» 5-9 Январь Заместитель директора по ВР, Совет старшеклассников Операция «Бумаге вторую жизнь» 5-9 Февраль Заместитель директора по ВР, Совет старшеклассников Спортивные соревнования, посвященные проводам Масленицы 5-9 Март Заместитель директора по ВР, Совет старшеклассников День учителя «День самоуправления» 5-9 21 апреля Заместитель директора по ВР, Совет старшеклассников Модуль «Профориентация» Ответственные Заместитель директора по ВР, классные руководители, социально-психологическая Заместитель директора по ВР, классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители Проект «Билет в будущее» 5-9 Заместитель директора по ВР, классные руководители, эксперты проекта Час размышлений «Человек и профессия» 5-9 Ноябрь Заместитель директора по ВР, классные руководители Участие в проекте «Большая перемена» 5-9 Июнь-ноябрь Заместитель директора Мониторинг профессионального самоопределения обучающихся 9 9 Январь Заместитель директора по ВР, классные классов руководители, социально-психологическая служба Региональный чемпионат WorldSkillsRussiaJunior 8-9 Март Заместитель директора, эксперты движения Конкурс «Школьный лидер» 8-9 Апрель Заместитель директора по ВР Единый день профориентации 5-9 Апрель Заместитель директора по ВР Трудовой десант 5-9 В течение года Заместитель директора по ВР, классные руководители, вожатые, Совет старшеклассников Модуль «Работа с родителями (законными представителями) обучающихся» Дела, события, мероприятия Общешкольное родительское собрание Классы Сроки 5-9 Сентябрь Родительские собрания по классам: • Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. • Профилактика по противодействию идеологии терроризма и экстремизма. • Экологическое воспитание семье. • «Почему подростки курят» • Рекомендации по обустройству комнаты школьника • Права и обязанности детей и родителей. • Роль семьи в воспитании подрастающего поколения. • Ошибки воспитания в семье. Психологические и возрастные 5 Октябрь-ноябрь В течение года Сентябрь 5-9 5-9 5-9 5-9 5-9 Декабрь Февраль Ответственные Администрация, классные руководители Администрация, классные руководители, социально-психологическая служба • • особенности развития подростка. «Как научить ребенка сказать наркотикам «НЕТ!» Проблема компьютерной игровой зависимости у детей. Родительский урок «О проблеме асоциальных явлений» Мероприятия для родителей (законных представителей) по формированию культуры профилактики суицидального поведения несовершеннолетних с освещением вопросов, касающихся психологических особенностей детей и подростков Совместная работа родителей, учащихся и педагогов в подготовке к общешкольным мероприятиям и общественно-полезным делам Спортивные соревнования «Мама, папа, я - спортивная семья!» 9 5-9 5-9 Апрель Октябрь 5-9 В течение года 5-9 В течение года 5-7 В течение года Акция «Родительский урок» 5-9 Февраль-март Участие родителей в благоустройстве пришкольной территории 5-9 Март-апрель День дублера Заседание Совета отцов 5-9 5-9 Апрель В течение года Администрация, классные руководители, социально-психологическая служба Администрация, классные руководители, социально-психологическая служба Администрация, классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители, учителя физической культуры Администрация, классные руководители, социально-психологическая служба Заместитель директора по ВР, классные руководители Администрация, классные руководители Администрация, социальнопсихологическая служба, классные руководители Заседание Совета профилактики Всероссийский конкурстворческих проектов учащихся, студентов и молодежи«Моя семейная реликвия» 5-9 5-9 По мере необходимости Январь-июнь Вариативные модули Модуль «Ключевые общешкольные дела» Дела, события, мероприятия Классы Сроки Администрация, социальнопсихологическая служба, классные руководители Администрация, классные руководители Ответственные Торжественная линейка «Здравствуй, школа!» 5-9 1 сентября Неделя безопасности дорожного движения 5-9 25-29 сентября Месячник Безопасности 5-9 Сентябрь-октябрь Акция «Внимание, дети!» 5-9 Сентябрь Конкурс чтецов «День белых журавлей» 5-9 Октябрь Проведение тренировочной эвакуации сотрудников и учащихся в случае 5-9 возникновения чрезвычайных ситуаций Международный месячник школьных библиотек 5-9 Октябрь, апрель Октябрь День учителя. Праздничный концерт для учителей 5-9 Неделя правового просвещения 5-9 Первая неделя октября 18-23 октября День народного единства 5-9 1-5 ноября Посвящение в пятиклассники 5 Октябрь-ноябрь Всемирный День памяти жертв дорожно-транспортных происшествий «Жизнь без ДТП» Всероссийская акция «Крылья Ангела» 5-9 Ноябрь 5-9 Ноябрь Мероприятия ко Дню Матери 5-9 Ноябрь Золотая осень 5-9 октябрь Правовой месячник 5-9 Декабрь Заместитель директора по ВР, классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители, преподаватель-организатор ОБЖ, учитель ОБЖ Заместитель директора по ВР, классные руководители, преподаватель-организатор ОБЖ, учитель ОБЖ Заместитель директора по ВР, классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители Преподаватель-организатор ОБЖ, коллектив центра Заместитель директора по ВР, классные руководители, библиотекари Заместитель директора по ВР, классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители, библиотекари Заместитель директора по ВР, классные руководители День науки Экологические субботники Заместитель директора по ВР, кл.рук. Заместитель директора по ВР, классные руководители Международный день земли 5-9 Апрель Заместитель директора по ВР, классные руководители Международный день семьи 5-9 15 мая Заместитель директора по ВР, классные руководители День птиц 5-9 Март Заместитель директора по ВР, классные руководители, биологи. День защиты детей. Праздничные мероприятия 5-9 1 июня Заместитель директора по ВР, классные руководители Мероприятия ко Дню независимости России 5-9 Заместитель директора по ВР, классные 12 июня (11 июня) руководители Размещение тематических выставок 5-9 В течение года Заместитель директора по ВР, классные руководители Модуль «Юные патриоты России» Дела, события, мероприятия Классы Сроки Ответственные Экскурсии в воинские части 5-9 В течение года Заместитель директора по ВР, классные руководители В течение года Дни единых действий, направленные на патриотическое и гражданское 5-9 Заместитель директора по ВР, классные воспитание обучающихся руководители Урок мужества «День памяти жертв фашизма» 5-9 8 сентября Заместитель директора по ВР, классные руководители День начала Нюрнбергского процесса 5-9 20 ноября Заместитель директора по ВР, классные руководители, учителя-предметники День Неизвестного Солдата 5-9 3 декабря Заместитель директора по ВР, классные руководители День героев Отечества 5-9 9 декабря Заместитель директора по ВР, классные руководители 5-9 5-9 Февраль Март-май Урок мужества «Подвиг блокадного Ленинграда» 5-9 27 января Международный день памяти жертв Холокоста 5-9 27 января Смотр песни и строя 5-9 21-22 февраля Всероссийские детско-юношеских военно-спортивных игр «Зарница», «Орленок» Всероссийский диктант Победы 5-9 Март-май 5-9 Апрель Акция «Вахта памяти» 5-9 До 30 апреля Международная акция «Читаем детям о войне» 5-9 Май Акция «Открытка ветерану» 5-9 Май Конкурс чтецов, посвящённый Дню Победы 5-9 Май Уроки мужества, посвященные Великой Победе 5-9 Май Акция «Бессмертный полк» 5-9 Май День государственного флага РФ 5-9 22 мая 350-летие со дня рождения Петра I 5-9 9 июня День Конституции Республики Дагестан 5-9 26 июля Заместитель директора по ВР, классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители ЗВР, кл. рук, преподаватель-организатор ОБЖ, уч. физкультуры ОБЖ, учителя физкультуры ЗВР, классные руководители, учителя физкультуры Заместитель директора по ВР, классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители Модуль «Я выбираю жизнь» Дела, события, мероприятия Классы Сроки Ответственные Направление: мероприятия, направленные на воспитание межэтнического толерантного отношения, на профилактику экстремизма и терроризма Единый урок, посвященный Дню солидарности в борьбе с терроризмом, с 5-9 3 сентября Заместитель директора по ВР, классные привлечением видных федеральных и региональных политических руководители, педагоги деятелей, авторитетных представителей общественных и религиозных организаций, науки, культуры, спорта Акция «Дети Беслана» 5-9 До 15 сентября Заместитель директора по ВР, классные руководители, педагоги 5-9 До 30 сентября Заместитель директора по ВР, классные Республиканская акция «Чтобы помнили», посвященная памяти руководители, педагоги погибших при исполнении служебного долга сотрудников правоохранительных органов Республиканские «Уроки мужества» с участием представителей органов 5-9 Январь-июнь, Заместитель директора по ВР, классные исполнительной власти, органов местного самоуправления, сентябрь-декабрь руководители общественных деятелей, а также с сотрудниками правоохранительных органов, участвовавших в мероприятиях антитеррористического 5-9 Сентябрь - до 30 Заместитель директора по ВР, классные Республиканский конкурс исследовательских работ, учащихся «Мы ноября руководители дружбой народов сильны», направленный на воспитание межэтнического толерантного отношения, единого патриотического чувства учащихся Международный день толерантности 5-9 16 ноября Заместитель директора по ВР, классные руководители Направление: мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни 5-9 Апрель-ноябрь Заместитель директора по ВР, классные Всероссийский конкурс социальной рекламы в области формирования руководители здорового и безопасного образа жизни обучающихся «Стиль жизни здоровье!2021» Неделя антинаркотического просвещения «Живи правильно!» 5-9 Апрель ЗВР, кл. рук, социально-психологическая служба, медицинские работники Классный час по антинаркотическому просвещению «Уроки трезвости» Всемирный день иммунитета 5-9 5-9 Апрель-май 1 марта Классные руководители ЗВР, кл. руководители, медицинские работники Акции «Физическая культура и спорт - альтернатива пагубным 5-9 привычкам» Профилактические мероприятия, направленные на формирование у 5-9 обучающихся позитивного мышления, принципов ЗОЖ, предупреждения суицидального поведения Всероссийский спортивный онлайн-марафон «Здравствуй, СПОРТ» 5-9 Март-апрель В течение года согласно плану работы социальнопсихологической службы Декабрь Заместитель директора по ВР, классные руководители Заместитель директора по ВР, социальнопсихологическая служба Заместитель директора по ВР, классные руководители, учителя физической культуры Всероссийские спортивные соревнования школьников «Президентские состязания» 5-9 Март-июнь Фестиваль ГТО 5-9 Заместитель директора по ВР, классные руководители, учителя физической культуры Март-июнь, январь- Заместитель директора по ВР, классные февраль руководители, учителя физической культуры Всероссийский фестиваль (спартакиада) «Старты надежд» среди сборных 5-9 команд образовательных организаций Апрель-сентябрь Всероссийские спортивные соревнования (спартакиада) «Всей семьей на 5-9 старт» среди команд общеобразовательных организаций Март-апрель Заместитель директора по ВР, классные руководители, учителя физической культуры Республиканский этап Всероссийских соревнований по шахматам «Белая 5-9 Март ладья» среди команд общеобразовательных организаций РД Модуль «Этнокультурное воспитание» Дела, события, мероприятия Классы Сроки Экскурсии в музей 5-9 В течение года Включение модульных курсов по культуре и традициям народов Дагестана: - «Фольклор народов Дагестана», «Родной край в преданиях и сказаниях»; - «Мой родной язык - моё сокровище»; - «Мы - дети природы», «Заветы предков»; - «Краски земли дагестанской»; - «Мелодии родного края»; - «Игры народов Дагестана» Мероприятия, посвященные Дню единства народов Дагестана 5-9 В течение года 5-9 15 сентября Конкурс чтецов «Я люблю тебя, мой Дагестан» 5-9 Сентябрь 5-9 Сентябрьдекабрь Посещение театров и музеев учащимися образовательных организаций в рамках проекта бесплатного абонемента «Культура - детям Дагестана» Конкурс чтецов на родном языке «Ценность и красота родного языка» 5-9 Февраль День родного языка 5-9 21 февраля Международный день коренных народов 5-9 9 августа Заместитель директора по ВР, классные руководители, учителя физической культуры Заместитель директора по ВР, классные руководители Ответственные Заместитель директора по ВР, классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители Модуль «Детские общественные объединения» (работа объединений согласно планам работы, включая дни единых действий) Дела, события, мероприятия Классы Сроки Ответственные ЮИД Проведение занятий по обучению ПДД (теоретические и практические 5-6 В течение года, Куратор объединения занятия) согласно плану Выступления агитбригады «ЮИД» 5-6 В течение года Куратор объединения Конкурс памяток «Правила безопасного поведения на дороге» 5-6 Куратор объединения Сентябрьоктябрь Республиканский конкурс «Верны ЮИДовской стране! 5-6 Октябрь Куратор объединения Республиканские соревнования «Безопасное колесо» 5-6 Декабрь Куратор объединения Республиканская акция «Берегите друг друга» 5-6 Куратор объединения Ноябрь- декабрь Конкурс агитационных плакатов «Дорожная безопасность» 5-6 Куратор объединения Январь- февраль Квест «Безопасность - это важно!» 5-6 Апрель Куратор объединения Уроки безопасности «Ребёнок на дороге» (ЮИД для малышей) 5-6 Май Куратор объединения Юнармия Торжественное вступление в ряды участников движения «Юнармия» 5-8 В течение года Куратор объединения Дни единых действий 5-8 В течение года Куратор объединения «Уроки мужества» с участием ветеранов и военнослужащих 5-8 Куратор объединения Сентябрь, декабрь, февраль, май Всероссийский «Урок Победы» Интерактивная викторина «Мы - Россия», посвященная Дню России I Всероссийский творческий конкурс «АРТ-ЮНАРМИЯ», посвященная празднованию 800-летия со дня рождения князя Александра Невского Всероссийская акция «День неизвестного солдата» Месячник военно-патриотической и оборонно-массовой работы 5-8 5-8 5-8 Сентябрь Июнь Июнь-сентябрь Куратор объединения Куратор объединения Куратор объединения 5-8 5-8 3 декабря Куратор объединения Куратор объединения Всероссийская акция «Наследники Победы» Всероссийская акция «Георгиевская ленточка» Всероссийская акция «Диктант Победы» 5-8 5-8 5-8 Э ДШ 7-9 Всероссийская акция «День учителя» 7-9 Январь- февраль Апрель-май Куратор объединения Апрель-май Куратор объединения Май Куратор объединения Куратор объединения 5 октября 2021 4 ноября 2021 Куратор объединения Всероссийская акция, посвященная Дню народного единства 7-9 28 ноября 2021 Всероссийская акция, посвященная Дню матери 7-9 1 декабря 2021 Всероссийская акция «Всемирный день борьбы со СПИДом» Всероссийская акция, посвященная Дню неизвестного солдата 7-9 3 декабря 2021 Всероссийская акция, посвященная Дню Героев Отечества 7-9 9 декабря 2021 Всероссийская акция, посвященная Дню Конституции Российской 7-9 Федерации 12 декабря 2021 Республиканский флэшмоб «Спорт вместо наркотиков» 7-9 Март Слёт РДШ, посвященный Дню детских общественных объединений 7-9 Май Модуль «Волонтерская деятельность» Дела, события, мероприятия Классы Сроки Благотворительные акции «Подари жизнь» ,«Подарим детям завтра» 5-9 В течение года Волонтерская помощь при организации мероприятий 5-9 В течение года Акция «С днем добра и уважения» ко Дню пожилого человека 5-9 Октябрь Куратор объединения Куратор объединения Куратор объединения Куратор объединения Куратор объединения Куратор объединения Куратор объединения Ответственные Заместитель директора по ВР, социальнопсихологическая служба, классные руководители Заместитель директора по ВР, социальнопсихологическая служба Заместитель директора по ВР, социальнопсихологическая служба, классные Международный день детского церебрального паралича 5-9 Международный день слепых 5-9 Акция «Поможем бездомным животным» 5-9 День волонтера 5-9 Международный День инвалидов 5-9 Всемирный день азбуки Брайля 5-9 Операция «Милосердие» - волонтерские рейды к пожилым людям 5-9 Поздравления ветеранов и тружеников тыла с Днем защитника Отечества, с Днем Победы на дому 5-9 Акция «Ты не один» 5-9 Акция «Мой чистый город» 5-9 Международный день борьбы за права инвалидов 5-9 руководители Заместитель директора по ВР, социальнопсихологическая служба, классные руководители 13 ноября Заместитель директора по ВР, социальнопсихологическая служба, классные руководители Ноябрь- декабрь Заместитель директора по ВР, социальнопсихологическая служба, классные руководители 5 декабря (6 Заместитель директора по ВР, социальнодекабря) психологическая служба, классные руководители 3 декабря Заместитель директора по ВР, социальнопсихологическая служба, классные руководители Январь Заместитель директора по ВР, социальнопсихологическая служба, классные руководители Январь Заместитель директора по ВР, социальнопсихологическая служба, классные руководители 21-23 февраля, 6- Заместитель директора по ВР, социально9 мая психологическая служба, классные руководители Март Заместитель директора по ВР, социальнопсихологическая служба, классные руководители Апрель Заместитель директора по ВР, социальнопсихологическая служба, классные руководители 5 мая Заместитель директора по ВР, социальнопсихологическая служба, классные руководители 6 октября